Вышивка

Вышивка была одним из древнейших промыслов Архангельской губернии.
Чаще всего в архангельской вышивке применяется шов, называвшийся роспись и состоящий из мелких красных стежков, которые создавали на ткани тонкий графический узор-контур. Потом он заполняется прямыми и диагональными полосами, клетками, зигзагами синего, зеленого или желтого цвета. В отдельных случаях контур мотива обогащался штрихами, звездочками или крючками.
Вышивка Архангельской области отличается большим разнообразием орнаментальных мотивов и технических приемов вышивания.
Сажение по бели это достаточно трудоёмкая и многоэтапная техника вышивки. Она выполнялась жемчугом, бисером, драгоценными камнями, перламутром, фольгой, канителью. Работа достаточно кропотливая, но в результате получается необычно красивая рельефная вышивка.
Вышивка белым по белому была первоначальным вариантом этой техники, но постепенно стали появляться вариации. Шитьё стали делать золотыми нитями, а первоначально белый бисер мастерицы заменяли на разноцветный. От этого вышивка выглядела не просто красиво, а роскошно.
Также различалась сплошная и прорезная вышивка по бели. Сплошная вышивка использовалась в основном для плотных, иногда каркасных изделий. Прорезная давала изделию гибкость.
Наиболее популярными разновидностями несчетных швов были тамбур, стебельчатый шов и гладь.
Но все-таки любимым швом архангельских и каргопольских мастериц был счетный шов, называвшийся роспись. Такое название ввел в научную терминологию историк искусств Владимир Васильевич Стасов. Его перу принадлежит богато иллюстрированная книга «Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружево», вышедшая в 1872 году в Санкт-Петербурге.
Шов роспись имеет и другие названия — двусторонний шов, полукрест, досюльный (т.е. старинный). Выполняется он техникой «вперед иголку» в два приема по счету нитей ткани. Такой вышивкой украшали подзоры, станы (подолы) женских рубах, полотенца, мужские рубахи. В Поморье фигуры, вышитые двусторонним швом заполняли внутри клетками, крестами, прямыми и косыми линиями, гладьевыми настилами.
Вышивка набором под браное ткачество существовала и самостоятельно. Она является древнейшим видом северной вышивки. Возможно, именно она предшествовала ткачеству на стане. Техника её заключается в прокладывании нити от кромки до кромки горизонтальными рядами по счету нитей ткани. Техника была очень распространенной во всех уголках Архангельской области. Ей украшали концы полотенец, ворот, края рукавов и подолы женских рубах. К началу XX века на Летнем берегу Белого моря этот шов сохранился под названием шов по-плотнóму.
Одним из самых древних типов северной вышивки является белая строчка. Выполнялась такая вышивка по дерганой и обвитой сетке. Воздушным узор делают различные штопки (одинарная, двойная), когда ячейки сетки пересекают ниткой вдоль и поперек. Прозрачным получается узор, сделанный воздушной петлей, образующей в ячейке четыре маленькие петельки.
В Архангельской области тамбурным швом вышивали белыми нитками по кумачу на полотенцах, рубахах, подзорах, сарафанах. Часто внутри контура вышитых узоров можно увидеть цветное заполнение шерстяными и хлопковыми нитями. Особо любимым было изображение сказочной птицы — павы — издавна считавшейся у русского народа символом счастья и любви. На крае полотенца помещалась одна такая птица, а на подоле праздничной рубахи или сарафана-кумачника целая вереница.
Источник Культура.РФ: https://www.culture.ru/objects/2958/tradicii-severnoi-vyshivki-arkhangelskoi-oblasti .
Фото представлены полотенца: Громовой Д.С. мастер народных художественных промыслов Архангельской области по вышивке.