Каргопольская игрушка

Каргопольская глиняная игрушка известна не только на территории России, но и далеко за ее пределами. История каргопольской глиняной игрушки неразрывно связана с деревнями Каргопольского района и самим городом Каргополем. Местом бытования традиционной глиняной игрушки стали небольшие деревни Гринево, Токарево и Печниково, земли рядом с которыми богаты залежами природной красной глины. Именно она и стала основным и единственным материалом для изготовления глиняной игрушки, используемой мастерами и в настоящее время.
Истоки промысла идут еще с 13 века, которым датируется первые гончарные изделия, а характерные особенности ремесла сохранились до нашего времени.
Изготовлению глиняных игрушек изначально сопутствовало гончарное ремесло. Мастера-гончары делали глиняную посуду, а из остатков лепили игрушки: животных, величавых баб да мужиков с гармошкой.
Особенности каргопольской глиняной игрушки является то, что лепиться она из одного куска глины. Если игрушка планируется большая, берется большой кусок глины, если поменьше, то и глины берется поменьше. Кусочек глины раскатывается между ладонями и распределяется на производимую игрушку. После глиняная игрушка сушиться при обычной комнатной температуре. Чем больше размер игрушки, тем дольше времени она сушиться. Маленькая игрушка сушиться 3 дня, большая до 2 недель. Далее игрушка обжигается в муфельной печи при температуре 750 градусов, после чего расписывается. В основном используется белая, зеленая, охра, красная, черная краски. Каргопольская глиняная игрушка не яркая, по северному суровая и строгая. В росписях присутствуют древние славянские символы: круги, кресты, кольца олицетворяют Солнце; ромб с точной – засеянное поле, волнистые линии изображают воду, а прямые – землю. Можно также увидеть колосья и веточки. В каргопольских глиняных игрушках преобладает деревенская тематика: крестьянки, которые нянчат детей, прядут, ткут; мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь пахарь, и сеятель, и кузнец. Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, возок, всадники, старик с балалайкой, танцующая пара, гармонист.
Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам: Дружинину Ивану Васильевичу – талантливому мастеру, классику каргопольской глиняной игрушки, Бабкина Ульяна Ивановна – потомственной мастерице каргопольской глиняной игрушки, династия мастеров Шевелёвых.
Ульяна Ивановна Бабкина начала заниматься созданием игрушек еще в 15-летнем возрасте, продолжила свое ремесло до конца жизни. Именно она не дала завершиться этому уникальному промыслу, сберегла образ коня-полкана, одного из самых любимых и востребованных образов каргопольской глиняной игрушки. Огромный интерес к творчеству Ульяны Ивановны способствовал в 60-е годы возрождению промысла – лепки игрушки.
Современная каргопольская глиняная игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остается Полкан – полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс) с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах.
Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции – тройка, возки, охоты и другие.
В 2020 году муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центр народных ремесел «Берегиня» (г. Каргополь) получил государственное свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара.
Источник: художественно-историческая справка о традициях искусства народного художественного промысла, его художественно-стилевых особенностях и об изготовителе изделий муниципальном бюджетном учреждении культуры «Центр народных ремесел «Берегиня» (г. Каргополь, Архангельской области).
Фото: Фарутина О.Н. мастер народных художественных промыслов Архангельской области по каргопольской игрушке; Водяницкая Т.С. мастер народных художественных промыслов Архангельской области по каргопольской игрушке.
На фото представлены каргопольские игрушки: тройка, берегиня, полкан.

Ролик, посвящённый Каргопольской глиняной игрушке.